19 червня 2009
Экспертная оценка
Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и связи Владимир Козак категорически не согласен с проектом Программы реформирования железнодорожной отрасли, которую представило Министерство транспорта и связи Украины. Он напомнил, что министерство и «Укрзализныця» в 2006 году разработали и согласовали Концепцию Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта, которая в декабре этого же года была одобрена распоряжениям Кабинета Министров Украины. Концепция разработана с учетом Европейского железнодорожного права (директив Совета европейского содружества). А это, в первую очередь, разграничение хозяйственных функций и функций государственного управления путем образования правительственного органа государственного управления в Минтранссвязи. И при этом – создание на базе Укрзализныци, шести железных дорог и других предприятий отрасли Государственной акционерной компании „Украинские железные дороги”, как единого производственно-технологического комплекса, с последующим выделением из компании филиалов по направлениям деятельности для обеспечения успешной работы в конкурентной среде. В соответствии с Концепцией выполнялась работа по разработке Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта.
В то же время, по словам В.КОЗАКА, действующее руководство Минтранса, начав в 2008 г. активно заниматься вопросам реформирования, полностью отошло от одобренной Правительством Концепции и изменило курс реформирования на 180 градусов. «В частности, было взято направление на демонтаж стабильно работающего единого производственно-технологического комплекса путем выведения из него основных предприятий и образования единого субъекта ведения хозяйства в форме государственного предприятия только на базе шести железных дорог, как структурных подразделений. Таким образом, не обеспечив условий для нормального управления базовой транспортной отраслью экономики, не создав действенную железнодорожную администрацию в стране, Минтранссвязи начало разваливать действующую», - отмечается в сообщении комитета.
По его данным, проанализировав проект Программы реформирования железнодорожного транспорта Владимир Козак выразил свое категорическое несогласие с предложенными подходами. По его мнению, избыточная централизация, ликвидация юридических функций железных дорог, которую пытаются выдать за реформирование, в действительности приведет к управленческому коллапсу, ухудшению конкурентной среды, осложнит, значительно затормозит процессы управленческого взаимодействия железной дороги с другими предприятиями и органами власти и приведет к социальному взрыву из-за желания лишиться непрофильной инфраструктуры.
В частности, отметил Владимир Козак, предложенное создание на 1-м этапе реформы единого субъекта ведения хозяйства в форме государственного предприятия, напрушает ряд ранее утвержденных документов.
А именно:
- не согласовывается с одобренной Правительством в декабре 2006 года Концепцией Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта, в положениях которой отображены сбалансированные интересы железнодорожного транспорта, государства, железнодорожников и пользователей услуг железных дорог;
- приведет к нарушению целостности функционирования железнодорожного транспорта, как единого производственно-технологического комплекса, что определено Законом Украины «О железнодорожном транспорте»;
- не отвечает требованиям Закона Украины «Об общегосударственной программе адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС»;
- не повысит инвестиционную привлекательность и не решит основного вопроса реформирования отрасли – создания условий для привлечения инвестиций с целью обновления подвижного состава и модернизации инфраструктуры железных дорог;
- нарушает два обязательства государства относительно реорганизации железных дорог и предприятий железнодорожного транспорта в государственную акционерную компанию, которые изложены в гарантийных соглашениях между Украиной и ЕБРР, ратифицированы законами Украины от 08.06.2000 и 01.12.2006 (Проект развития железнодорожных путей Украины и Проект внедрения скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах Украины);
- не повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта;
- приведет к избыточной централизации управления, ухудшения управляемости отраслью и снижению предпринимательской инициативы подчиненных структурных подразделений;
- осложнит взаимоотношения железнодорожного транспорта с региональными и местными органами власти, поскольку руководство государственного предприятия, линейные подразделения которого расположены на всей территории Украины, будут не в состоянии учитывать интересы регионов и оперативно реагировать на решение их неотложных потребностей.
Необходимо отметить, что в состав единственного государственного предприятия не войдут государственные предприятия, которые имеют узкую специализацию и выполняют работы по ремонту и модернизации подвижного состава, инфраструктуры и оборудования. По мнению В.Козака, при отсутствии конкуренции на соответствующем рынке услуг это приведет к неконтролированному росту цен на их продукцию (услуги) и в итоге – к росту себестоимости перевозок и необходимости повышения тарифов.
При этом статус государственного предприятия не позволяет включить в его состав и юридические лица - ведомственные медицинские заведения, что может вызвать в условиях общего финансового кризиса дополнительное социальное напряжение в трудовых коллективах железнодорожников (общей численностью свыше 350 тыс.чел.), которые через отраслевые профсоюзы уже выражают негативное отношение к попыткам Минтранссвязи разделить единый производственно-технологический комплекс железнодорожного транспорта, который на протяжении последних девяти лет работает стабильно и своевременно обеспечивает платежи в бюджет и по заработной плате.
По мнению депутата, неправильным также является утверждение об упрощенной процедуре создания единого субъекта ведения хозяйства в форме государственного предприятия. Как поясняет он, в частности, статьей 92 Конституции Украины установлено, что принципы организации и эксплуатации транспорта и связи определяются исключительно законами Украины. А это значит, что перед созданием государственного предприятия необходимо внести изменения как минимум в пять Законов Украины, в частности: «О железнодорожном транспорте»; «О перечне объектов права государственной собственности, которые не подлежат приватизации»; «О налогообложении прибыли предприятий»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О плате за землю».
Таким образом, отмечается в сообщении, Комитет Верховной Рады по вопросам транспорта и связи поддерживает заявленные протесты многочисленных профессиональных союзов железнодорожников, экспертов, которые предостерегают от подобных неапробированных и немотивированных шагов реформирования и прогнозируют значительные негативные последствия как для железнодорожной отрасли, так и для экономики страны в целом в случае принятия Кабинетом Министров Украины предложенной программы. При этом члены Комитета убеждены, что Украина должна учитывать оптимальный зарубежный опыт реформирования железнодорожной отрасли, разработать реальный профессиональный проект рыночной трансформации железнодорожной отрасли с привлечением самого широкого круга экспертов, работников железнодорожной отрасли, профильных предприятий, который повысит инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность железнодорожного транспорта и экономики Украины в целом. Выводы Комитета также направлены главе Верховной Рады и в Кабмин.
Напомним, Совет профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины считает невозможным принятие предложенного Министерством транспорта и связи проекта Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта. Как отмечают в профсоюзе, он противоречит концепции Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта, принятой в 2006 г.
Как недавно отметил заместитель генерального директора «Укрзализныци» Николай СНИТКО, реформирование железнодорожной отрасли крайне необходимо для ее нормального развития, однако оно имеет иную природу, чем реформирование железных дорог в Европе, поскольку речь идет о других предпосылках реформирования: в Украине оно нужно для обновления основных фондов и приведения деятельности железной дороги в соответствие с украинским и международным законодательством.
«Универсальным аспектом реформ является отделение функций эксплуатационных и коммерческих от социальных и политических, которые реализуются правительством. Как правило, это осуществляется путем создания акционерной железнодорожной компании с сохранением политической и регулирующей функции за правительством», - сказал Н.СНИТКО.
В течение нескольких лет специалистами «Укрзализныци» при участии ведущих научных работников отрасли проводится работа по изучению международного опыта реформирования железных дорог и проработке наиболее эффективной модели ведения хозяйства, которая должна быть создана в процессе реформирования.
Заседание Комитета ВРУ по вопросам транспорта и связи состоялось 3 июня. Народные депутаты рассмотрели проект Программы реформирования (рыночной трансформации) железнодорожного транспорта, который Министерство транспорта и связи предлагает принять за основу стратегии реформирования железной дороги. По данным комитета, народные депутаты – члены Комитета по вопросам транспорта и связи - единогласно поддержали резолюцию с выводами относительно абсолютной неприемлемости и несоответствия реалиям настоящего предложенного Проекта реформирования железнодорожного транспорта. В частности, члены Комитета выразили свое несогласие с проектом Программы реформирования, предложенным Министерством, и пришли к выводу относительно ошибочности и извращенности пути реформирования железной дороги, на котором настаивает Минтранс. Депутаты отмечают, что заявленная программа противоречит мировому опыту, абсолютно немотивирована с точки зрения сроков внедрения, нуждается в значительных финансовых вливаниях и в результате не решает тех заданий рыночной трансформации железнодорожного хозяйства, о которых в ней заявлено.